Историческая справка
Гордимся, помним и приумножим!
Вторая половина восемнадцатого века. Первая треть века девятнадцатого… Россия становится великой морской Черноморской и Средиземноморской державой.
1778 год — в устье Днепра основан город Херсон, имевший целью создание опорного пункта для руководства военными действиями и закладки верфи для строительства военных кораблей. Город становится колыбелью строительства боевого и торгового флотов России в Новороссии. Из великих государственных мужей, полководцев и флотоводцев, принявших непосредственное участие в судьбе нашего города, особо стоит имя будущего величайшего флотоводца, Святого праведного воина, покровителя Херсона – Федора Федоровича Ушакова. Уникальный и неповторимый подвиг боевого морского офицера – свой первый, почетный Орден Святого равноапостольного князя Владимира IV степени с девизом «Польза, часть и слава» Ф. Ф. Ушаков получил не за ратный подвиг, а за гражданский и христианский подвиг в деле спасения города Херсона от чумы!
«БЫТЬ ПОСЕМУ»!
Для уже построенных и строящихся судов Черноморского флота, катастрофически недоставало кадров матросов, боцманов, шкиперов и штурманов.
И уже в 1783 году по ходатайству наместника Новороссийского края Григория Потемкина Таврического на базе бывшего Херсонского адмиралтейства по Указу императрицы Екатерины II от 31 января 1783 г. открывается Херсонский морской кадетский корпус, который осуществляет подготовку мичманов и гардемаринов для гражданского и военного флотов. Примечательным является тот факт, что из 220 выпускников учебного заведения, 50-ти было присвоена наивысшая государственная награда — Орден Святого Владимира IV степени.
Херсонский морской кадетский корпус просуществовал 15 лет до 1798 г.
Начиная с 1811 г., Херсонские судостроители и судовладельцы, неоднократно стали поднимать вопрос о создании в Херсоне морского учебного заведения. Понимали это и в Санкт-Петербурге… Тогдашний генерал-губернатор Новороссийского края (куда входили Херсон, Николаев, Одесса и Крым) граф Воронцов Михаил Семенович поддержал их просьбу и обратился к императору Николаю I с рапортом-прошением об открытии в Херсоне морского учебного заведения.
Начальный этап истории ХМУ (1834-1917 гг.).
1834-1867 гг. — занятия в училище начались 1 октября 1834 года в помещении ликвидированного к тому времени Адмиралтейства. Большинство воспитанников изучали специальности шкиперов и штурманов, меньшая часть – строительство купеческих судов. Срок обучения составлял 4 года. Ежегодно кадеты проходили 6-недельную плавательную практику в море, а выпускники – годичную стажировку на боевых кораблях Черноморского флота, где они получали навыки плавания на боевых кораблях. И только после 2-х лет (чистого времени, без учёта отпусков) воспитанники сдавали экзамены и получали звание шкипера, на получение звания шкипера уходило 8-9 лет. С 1834 и по 1867 год училище выпустило 199 шкиперов и штурманов и 68 судостроителей.
27 июня 1867 г. — император Александр II утвердил новое Положение о подготовке специалистов морского флота, в соответствии с которым морские учебные заведения становились открытыми для всех слоёв населения и передавались в ведение Министерства просвещения. Открытие мореходных классов в Херсоне состоялось 1 февраля 1872 г. Выпускники работали шкиперами на парусных судах и помощниками капитанов на пароходах. Молодые штурманы также поступали на службу на корабли Российского военно-морского флота. Многие из выпускников прославили российский флаг в Русско-японской войне 1904-1905 гг.
25 октября (7 ноября) 1904 года – училище стало мореходным дальнего плавания. С началом 1-й Мировой войны многие выпускники училища пополнили ряды военно-морского флота, получили офицерские звания и приняли участие в боевых действиях на Балтике и Чёрном море.
Новая история ХМУ (1917-1944 гг.)
Новой страницей в истории Херсонского морского учебного заведения стали октябрьские события 1917 г. Им стали руководить разные органы и ведомства, оно неоднократно переименовывалось.
В сентябре 1920 г. училище было реорганизовано в Херсонский техникум водного транспорта.
В 1924 г. в техникуме было открыто судомеханическое отделение. Среди его первых выпускников были известные в дальнейшем главные механики судов Балтийского и Черноморского пароходств, Герои Социалистического труда В.И. Ткачёв (выпуск 1931 р.), К.А. Печинский (выпуск 1937 р.).
В 1930 г. техникум перешёл в подчинение наркомата (министерства) водного транспорта. Часть выпускников довоенных лет, с началом выполнения государственной программы строительства военно-морского флота, была мобилизована в его ряды. В дальнейшем многие из них стали командирами кораблей, подводных лодок, частей и соединений.
Одним из них был выпускник 1932 г. Григорий Иванович Щедрин — Герой Советского Союза, впоследствии вице-адмирал, заместитель начальника штаба Военно-морских сил СССР, редактор журнала «Морской сборник».
В годы Великой Отечественной войны Херсонский морской техникум не работал. Большая часть преподавателей и учащихся ушла на фронт. В боях с врагом на суше и на море приняли участие более 800 воспитанников учебного заведения, более 300 из них погибли. При отступлении из Херсона захватчики полностью разрушили здание техникума и уничтожили всю его учебно-лабораторную базу.
Новейшая история ХМУ (1944-2000-е гг.)
Город Херсон освобождён от фашистов 13 марта 1944 г. Однако ещё 5 марта 1944 г. за 8 суток до его освобождения, было принято Постановление Государственного комитета обороны об образовании в СССР мореходных и высших мореходных училищ, в том числе и в Херсоне. Несмотря на трудное военное время, полуразрушенная страна находила средства и материальные ресурсы для обеспечения будущих моряков жильём, питанием, форменным обмундированием, учебным и хозяйственным инвентарем. Приём в училище состоялся в августе-сентябре 1944 г. Первыми курсантами были юнги, дети полков, участники войны, партизанского движения, сироты и полусироты. В этот день за парты сели 150 юношей — 5 групп курсантов (3 группы судомехаников и 2 группы судоводителей) и 12 молодых людей так называемого резерва.
с 1965 г., Херсонская мореходка стала готовить весь спектр командного состава для судов морского флота: судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов. 14 марта 1970 г. Постановлением Совета Министров УССР училищу было присвоено имя лейтенанта Шмидта. В феврале 1984 г. училищу исполнилось 150 лет. В честь этого события и за заслуги в деле подготовки кадров для морского флота СССР Президиум Верховного Совета СССР наградил училище орденом Дружбы народов.
1990-2000-е гг.: 1996 г. – ликвидация мореходного училища, правопреемником стал морской колледж, 2003 г. — в состав колледжа вошло Херсонское ПТУ № 3, которое вскоре стало профессионально-морским лицеем и продолжило подготовку рядового состава судов: матросов, мотористов, официантов, коков, барменов, сварщиков, 2004 г.- к колледжу был присоединен Херсонский судомеханический техникум в качестве судостроительного отделения с шестью специальностями: судомеханики, электромеханики, радиомонтажники; 2003 г. — был образован Херсонский морской институт, который в 2008 г. переименован в Херсонский государственный морской институт; 2007 г. — на базе действующего морского колледжа и частного морского института создано Высшее учебное заведение «Херсонский государственный морской институт»; 2011 г. — принято распоряжение «Об образовании Херсонской государственной морской академии», в состав которого, как структурные подразделения входят и морской профессиональный колледж, и профессионально-морской лицей. Учебное учреждение имело IV уровень аккредитации, было оснащено современной базой тренажерной подготовки, ведущими иностранными крюинговыми компаниями было признано лучшим в Черноморском бассейне.
Возрождение
После начала специальной военной операции и освобождения Херсона наша Академия стала первым высшим учебным заведением города, которое добровольно и открыто заявило о полном переходе на образовательные стандарты РФ. По Указу ВГА № 234-р от 15.07.2022 г. было создано ГБОУ ВО «Херсонская государственная морская академия» под юрисдикцией Российской Федерации.
1 сентября 2022 года, под пение Гимна Российской Федерации, на Торжественном собрании, посвященном Дню знаний, началась новая страница нашей истории – обучение в высшем учебном заведении России.
За время своего существования из стен нашего учебного заведения вышло десятки тысяч специалистов-мореходов. 10 выпускников получили Звёзды Героев; среди них 9 адмиралов и 2 генерала, 7 лауреатов государственных премий, 12 учёных, 38 почётных работников морского флота, дипломаты, государственные и общественные деятели, писатели, художники, журналисты, руководители пароходств, заводов, учебных заведений.
Среди известных выпускников нашей Академии:
- Контр-адмирал Коломийцев Николай Николаевич – выпускник 1883 г., капитан ледокола «Ермак» (1902-1904 гг.), а потом эсминца «Буйный», который отличился в Цусимском сражении (1905 г.).
- Контр-адмирал Дёмин Леонид Александрович – выпускник 1917 г., доктор географических наук, лауреат Государственной премии, автор первого в мире 2-х томного морского атласа.
- Вице-адмирал Щедрин Григорий Иванович – выпускник 1932 г., командовал подводной лодкой С-56, потопил 10 фашистских кораблей, награждён Звездой Героя, после войны был заместителем начальника штаба Военно-морских сил СССР, редактировал журнал «Морской сборник».
- Контр-адмирал Колесник Павел Степанович – выпускник 1936 г., участник гражданской войны в Испании 1936-1937 гг., в годы Второй мировой командовал Ладожской военной флотилией.